Наша миссия

Приложение 8 к приказу
Министра просвещения
Республики Казахстан
от 31 августа 2022 года № 385

Типовые правила деятельности организаций дополнительного образования для детей
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Типовые правила деятельности организаций дополнительного образования для детей (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 11-1) статьи 5 Законом Республики Казахстан "Об образовании" (далее – Закон "Об образовании"), определяют порядок деятельности организаций дополнительного образования для детей.
2. Организация дополнительного образования для детей - организация образования, реализующая образовательные программы дополнительного образования для детей в целях удовлетворения образовательных и культурных потребностей обучающихся, в том числе детей с особыми образовательными потребностями в интересах личности, общества и государства (далее – Организация), в соответствии со статьей 37 Закона "Об образовании".
3. Организации в своей деятельности руководствуются законодательством в сфере образования, настоящими Правилами, уставом Организации, законодательством Республики Казахстан в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
4. Виды Организаций предусмотрены номенклатурой видов организаций образования, утвержденной приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 22 февраля 2013 года № 50 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 8390).
Глава 2. Порядок деятельности организаций дополнительного образования для детей
5. Задачи Организации:
1) создание условий для получения качественного дополнительного образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе общечеловеческих ценностей;
2) развитие интеллектуальных, творческих, физических возможностей личности, реализация их способностей;
3) формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности;
4) воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине, уважения к государственным символам и государственному языку, народным традициям;
5) воспитание личности с активной гражданской позицией, формирование потребностей участвовать в общественно-политической, экономической и культурной жизни республики, осознанного отношения личности к своим правам и обязанностям;
6) воспитание у детей экологической культуры, вовлечение их в природоохранную деятельность;
7) адаптация к жизни в обществе;
8) организация содержательного досуга.
6. Образовательные программы дополнительного образования предоставляются внешкольными организациями и организациями образования, реализующими общеобразовательные учебные программы дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального образования.
7. Организация самостоятельна в осуществлении учебно-воспитательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных в соответствии со статьей 43 Закона "Об образовании".
8. Организация самостоятельно разрабатывает образовательные программы дополнительного образования с учетом запросов детей, потребностей семьи, организаций образования, общественных организаций (в том числе детских и юношеских), особенностей социально-экономического развития региона, национально-культурных традиций.
9. Образовательная деятельность в Организациях осуществляется педагогами, методистами, педагогами-организаторами и лицами, приравненными к ним (далее – педагоги), специалистами соответствующего профиля.
10. Формами коллегиального управления Организацией являются педагогический, попечительский, методический советы. Непосредственное руководство Организацией осуществляет руководитель.
11. Учебно-воспитательный процесс при реализации образовательной программы дополнительного образования осуществляется в кружках (клуб, детско-юношеский клуб физической подготовки, студия, ансамбль, группа, кружок, театр, спортивные секции, лаборатории, мастерские, центры и иные объединения) по интересам (далее – объединения) Организации.
12. Деятельность детей в Организациях осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам.
13. Объединения по интересам создаются с постоянным и переменным составом обучающихся.
14. Каждый ребенок имеет возможность заниматься в нескольких объединениях и менять их по желанию (за исключением детских музыкальных, детских художественных школ и детских школ искусств).
15. Содержание деятельности объединения по интересам определяется педагогом дополнительного образования для детей с учетом учебных планов и образовательных программ дополнительного образования.
16. Учебно-воспитательный процесс в Организациях осуществляется с учетом состояния здоровья воспитанников.
17. Участниками учебно-воспитательного процесса в Организации являются дети, педагоги и законные представители обучающихся.
18. В Организации создаются методическая, социально-педагогическая и психологическая службы.
19. В Организации создаются детские общественные объединения и организации, действующие в соответствии с уставами и настоящими Правилами.
20. Организации совместно с организациями среднего образования проводят в урочное и внеурочное время занятия и интегрированные уроки по общеобразовательным дисциплинам и дополнительному образованию.
21. Продолжительность занятий в организациях дополнительного образования составляет 40 минут.
22. Для занятий групп первого года обучения предусматриваются 4 академических часа в неделю, второго и последующих годов обучения предусматривается 6 академических часов, экспериментальных и исследовательских группах обучения предусматривается 8 академических часов.
23. Для детей дошкольного возраста занятия проводятся в течение 25-35 минут не более 2 академических часов в неделю.
24. Количество часов для проведения практических занятий (походов, экспедиций, экскурсий, соревнований, концертных поездок) устанавливаются исходя из 8 часов в сутки ( не более 8 часов).
25. В работе объединений при проведении массовых мероприятий участвуют законные представители детей.
26. При приеме детей Организация обеспечивает ознакомление родителей (законных представителей) детей с порядком проведения и содержанием учебно-воспитательного процесса, и уставом организации.
27. Организация обеспечивает автоматизированный обмен информацией и актуализацию данных с информационной системой уполномоченного органа в области образования.
28. При приеме обучающихся в спортивные, спортивно-технические, туристские, хореографические объединения необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка.
29. Учебно-воспитательный процесс в детских музыкальных школах, детских художественных школах и школах искусств проводится по типовым учебным планам и образовательным программам, утверждаемым уполномоченным органом в области образования в соответствии с подпунктом 7-1) статьи 5 Закона "Об образовании".
Учебно-воспитательный процесс в государственных Организациях проводится по образовательным программам дополнительного образования для детей, утвержденным органами, выполняющими по отношению к данным Организациям функции органа государственного управления.
Учебно-воспитательный процесс в частных Организациях проводится по образовательным программам, утвержденным руководителем или учредителем.
30. Расписание занятий составляется и утверждается администрацией Организации с учетом возрастных особенностей обучающихся и мнения родителей.
31. Одновозрастные и разновозрастные дети, в том числе дети с с особыми образовательными потребностями, в организациях дополнительного образования для детей объединяются по интересам в объединения, клуб, студию, ансамбль, группу, театр, спортивные секции, лаборотории, мастерские, центры и иные объединения.
Организацией проводится индивидуальная работа по месту жительства с детьми с особыми образовательными потребностями.
32. Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом объединения в соответствии с образовательной программой дополнительного образования. В каждой группе первого года обучения количество детей составляет от 10 до 15, второго года и последующих лет – от 8 до 12, экспериментальных и исследовательских групп – от 6 до 8.
33. При обучении детей дошкольного возраста наполняемость группы составляет от 6 до 10 человек.
34. При обучении детей с особыми образовательными потребностями наполняемость группы составляет от 3 до 6 человек.
35. Обучение в детских музыкальных школах, детских художественных школах, детских школах искусств, школах художественно-эстетической направленности, музыкальных школах дворцов школьников (дома, центры, комплексы, центры детско-юношеского творчества) осуществляется в индивидуальной и групповой формах.
В детских музыкальных школах и музыкальных отделениях школ искусств, школах художественно-эстетической направленности, музыкальных школах дворцов школьников (дома, центры, комплексы, центры детско-юношеского творчества) количество обучающихся в группе составляет:
1) подготовительной – 8-10 человек;
2) по предметам музыкально-теоретических дисциплин – 8-10 человек;
3) по предмету "Коллективное музицирование" в хоре – от 12 человек,
4) по предмету "Коллективное музицирование" оркестре
5) по предмету "Коллективное музицирование" в других формах коллективного музицирования – от 6-15 человек
6) по предмету "Коллективное музицирование" в мелкогрупповых формах коллективного музицирования – от 2-5 человек.
36. В детских музыкальных школах и музыкальных отделениях школ искусств, школах художественно-эстетической направленности, музыкальных школах дворцов школьников (дома, центры, комплексы, центры детско-юношеского творчества) с контингентом обучающихся менее 100 человек или с обучением на двух языках количество обучающихся в группе по предметам музыкально-теоретических дисциплин составляет 5-10 человек.
В детских художественных школах и художественных отделениях школ искусств, школ художественно-эстетической направленности, художественных школах дворцов школьников (дома, центры, комплексы, центры детско-юношеского творчества) количество обучающихся в группе составляет 8-15 человек.
В хореографических отделениях детских школ искусств и школ художественно-эстетической направленности количество обучающихся в группах составляет 8-20 человек.
37. Для поступления в детские музыкальные школы, детские художественные школы, детские школы искусств, школы художественно-эстетической направленности, музыкальные школы дворцов школьников (дома, центры, комплексы, центры детско-юношеского творчества) проводится собеседование с целью определения уровня развития способностей детей в области разных видов искусства (музыкального, изобразительного, хореографического, театрального).
38. С целью подготовки к основному курсу обучения в подготовительные группы принимаются:
1) в детских музыкальных школах, музыкальных отделениях детских школах искусств, музыкальных школах дворцов школьников (дома, центры, комплексы, центры детско-юношеского творчества) - дети в возрасте до 8 лет;
2) в детских художественных школах художественных отделениях школ искусств, дворцов школьников (дома, центры, комплексы, центры детско-юношеского творчества) – дети в возрасте от 5 до 12 лет;
3) в отделениях хореографического и циркового искусства детских школ искусств с детьми в возрасте от 5 до 8 лет, в отделениях театрального искусства, киноискусства, фотоискусства и других – дети в возрасте от 6 до 13 лет.
На обучение в подготовительный класс принимаются по заявлению родителей или иных законных представителей дети в возрасте от 1 до 4 лет.
39. В детско-юношеских клубах физической подготовки:
1) количественный состав занимающихся детей в физкультурно-оздоровительных группах определяется в зависимости от вида спорта;
2) разница в возрасте детей в одной группе не должна превышать двух лет;
3) количество физкультурно-оздоровительных групп определяются педагогическим советом клуба, в зависимости от условий осуществления учебного физкультурно-оздоровительного процесса;
4) при составлении расписания необходимо учитывать объем свободного времени и занятости, обучающихся в учебных учреждениях;
5) продолжительность одного занятия в физкультурно – оздоровительных группах не может превышает одного академического часа, три раза в неделю;
6) количество детей в физкультурно-оздоровительных группах составляет не менее 15 человек и не превышает 25 человек;
7) организация работы детско-юношеских клубов соответствует Правилам безопасности при проведении занятий по физической культуре и спорту, утвержденный приказом Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 3 ноября 2014 года № 68 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 9923);
8) ставка учителя физического физической культуры, тренера, тренера-преподавателя, работающих в детско-юношеских клубах физической подготовки устанавливается в объеме 18 часов в неделю;
9) директору, заместителю директора по спортивной работе, заведующему учебной частью, старшему методисту, методисту имеют возможность в физкультурно-оздоровительных группах вести учебные занятия в объеме не более 0,5 ставки учителя спортивно-ориентированного физического воспитания;
10) количество штатных единиц детско-юношеского клуба определяется в соответствии Типовыми штатами работников государственных организаций образования, утвержденными постановление Правительства Республики Казахстан от 30 января 2008 года № 77;
11) проводят учебные физкультурно-оздоровительные и тренировочные сборы перед районными городскими, соревнованиями до 12 дней, областными – до 18 дней; республиканскими, международными – до 24 дней.
40. Организация осуществляет учебно-воспитательный процесс с обучающимися в течение всего календарного года, в том числе с созданием условий для инклюзивного образования.
41. В Организациях с 1 по 14 сентября идет комплектование.
Учебный год начинается:
в объединениях первого года, второго и последующего годов обучения Организаций 15 сентября;
в детских музыкальных школах, детских художественных школ и детских школах искусств, в объединениях второго и последующего годов обучения - 1 сентября.
42. Перевод обучающихся из класса в класс в детских музыкальных школах, детских художественных школах, детских школах искусств, школах художественно-эстетической направленности, музыкальных школах дворцов школьников (дома, центры, комплексы, центры детско-юношеского творчества) осуществляется по итогам аттестации в соответствии с Типовыми учебными планами и образовательными программами детских музыкальных школ, детских художественных школ и детских школ искусств, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 декабря 2011 года № 543 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 7409).
43. Освоение образовательных программ дополнительного образования в детских музыкальных школах, детских художественных школах и школах искусств завершается итоговой государственной аттестацией.
Обучающиеся, окончившие полный курс обучения, сдавшие государственные выпускные экзамены, получают свидетельство об окончании школы установленного образца.
44. Организация совместно с организациями, предприятиями проводит профориентационную подготовку детей. Обучающимся по итогам обучения выдается документ (сертификат), подтверждающий результаты обучения.
45. В летний период Организации работают по специальному расписанию с постоянным и переменным составом обучающихся.
Сроки и продолжительность каникул в детских музыкальных школах, детских художественных школах, детских школах искусств, школах художественно-эстетической направленности, музыкальных школах дворцов школьников (дома, центры, комплексы, центры детско-юношеского творчества) соответствуют срокам каникул в общеобразовательных школах.
Организация осуществляет работу с детьми в течение календарного года. В каникулярное время по необходимости открываются клубы, лагеря и туристические городки и базы, профильные лагеря, экологические школы создаются различные объединения с постоянным и (или) переменным составом детей в лагерях (загородных или с дневным пребыванием) на своей базе или по месту жительства детей, проводятся мастер-классы. Работа объединений проводится в форме концертных площадок и поездок, походов и путешествий, соревнований, экспедиций.
46. Организации, имеющие материально-техническую базу и кадровый потенциал, осуществляют производственную практику для обучающихся всех типов организаций образования.
47. В организации дополнительного образования для детей осуществляются методическая работа, разработка и внедрение новых технологий обучения, повышение квалификации педагогов, также специалистов соответствующего профиля.
48. Организации проводят массовые мероприятия, создают необходимые условия для совместного труда и отдыха детей, родителей или других законных представителей.
49. К педагогической деятельности в Организациях допускаются лица, имеющие высшее и (или) послевузовское педагогическое образование, техническое и профессиональное образование или иное профессиональное образование по соответствующему профилю.